Среднее механико-химико-техническое училище(СМХТУ)
1900-1920 гг.


Вопрос об открытии в Ростове-на-Дону среднетехнического училища был впервые поставлен в конце 80-х годов 19-го века. Такое учебное заведение в городе Ростове-на-Дону было необходимо в связи с ростом промышленных предприятий и острой нехваткой специалистов для работы на них. Гласные городской думы, на заседании 31 октября 1889 года, подготовили ходатайство на имя Министра просвещения об открытии в Ростове-на-Дону среднетехнического училища.
Документ, подготовленный ростовскими думцами, рассматривался министерскими чиновниками почти шесть лет, вплоть до 1895 года, и был близок к утверждению, когда возникло неожиданное препятствие — городское общественное управление города Нахичевани подало заявку на создание у них аналогичного учебного заведения. Дело могло затянуться на неопределенный срок. Однако действенное вмешательство управляюшего отделением промышленных училищ Министерства народного просвещения, тайного советника Анопова И. А. привело к принятию решения от 7 июня 1899 года об учреждении в Ростове-на-Дону среднего механико-химико-технического училища с включением в его состав уже существующего в городе трехклассного ремесленного училища (со слесарным и столярным отделениями). Это решение было утверждено Указом Его I Императорского Величества Николая II только в 1899 году.

Указ гласил: Государственный Совът, въ Соединенныхъ Департаментахъ Государственной Экономiи Законовъ и въ Общем Собранiи, разсмотревъ представлеше Министра На-роднаго Просвъщешя объ учреждеши въ городъ Ростовъ на Дону средняго Механике- и Химико-Техническаго Училища, мнъниемъ положить: Учредить съ 1 июля 1900 года, въ городъ Ростовъ на Дону среднее Механике- и Химико-Техническое Училище, в соединении съ существующим въ названном городъ ремесленнымъ училищемъ, на основаши о Про-мышленныхъ училищахъ правилъ. Резолюция. Его Императорское Величество воспоследовавшее мнънее въ Общем Собрании Государственного Совъта, объ учрежденiи в городъ Ростовъ на Дону средняго Механике- и Химико-Техническаго Училища, Высочайше утвердить соизволилъ и повелълъ исполнить.

Полное собрание законов Российской Империи, 1899 год, Санкт-Петербург.

1 июля 1900 года в Ростове-на-Дону было учреждено среднее механико-химико-техническое училище (СМХТУ) в соединении с существующем в нашем городе ремесленным училищем на основании общих «О промышленных училищах правил». Однако официальное открытие СМХТУ в составе 1-го класса произошло 28 октября 1901 года.
1 сентября 1901 года был открыт подготовительный класс механико-технического отделения и первый класс химико-технического отделения. Подготовительный класс химико-технического отделении и училище открылся в 1902 году. Формирование училища происходило поэтапно: в 1903 году были окончательно сформированы все классы механико-технического отделения, о чем свидетельствовал отчет о состоянии Ростовского-на-Дону СМХТУ за 1907 год.Первым директором СМХТУ был Зацепин М.И.




СМХТУ первоначально не имело собственного здания и располагалось в помещении трехклассною ремесленного училища. Помещение возводится в 1901 году по проекту архитектора Васильева Г.Н. Официальный адрес СМХТУ значился — угол Скобелевской улицы (теперь Красноармейская) и Никольского переулка (теперь Халтуринский). Громадное двухэтажное здание училища являлось образцом типичной для Ростова «красно-кирпичной кладки» с преобладающими элементами Ренессанса. Впоследствии здание училища было признано памятником архитектуры местного значения, поставлено на учет под номером 303.

Особенностью обучения в СМХТУ было сочетание практических и теоретических занятий: 4 часа теории в учебных классах, 4 часа — в учебных мастерских. Образование, получаемое в СМХТУ, было достаточно разноплановым. В процессе обучения на механико-техническом отделении изучалось до 27 дисциплин: различные виды механического производства, строительное дело, паровые машины, черчение, геодезия и тому подобное. Обучение на химико-техническом отделении предполагало изучение 22 специальностей, в том числе геодезию, черчение, строительное дело. Подобный универсализм знаний обеспечивался востребованностью специалистов-техников различными отраслями производства.