Ростовский Авиационный техникум (РАТ)

15 февраля 1941 года техникум передается Наркомату авиационной промышленности и переименовывается в Авиационный (РАТ). В конце 40-го года директором РАТа был назначен преподаватель этого техникума Кечек Рубен Иванович. Мирное реформирование и развитие новой специализации техникума приостановила начавшаяся 22 июня 1941 года Великая Отечественная война. Летом 1941 года РАТ объявляет первый набор студентов на следующие отделения:
Вместо вступительных экзаменов был проведен конкурс аттестатов (свидетельств). Учащиеся, окончившие 10-й класс средней школы, принимались на 3-й курс, 7-9-й классы — на первый курс.

Особенности обучения в годы войны:


Несмотря на военное время, учеба в техникуме началась точно по расписанию, т.е. 1 сентября 1941. Аудитории и классы были заполнены. Однако фронт приближался к Ростову. Это чувствовалось и в техникуме. В сентябре 1941 года большую часть учащихся направляют на строительство подъездных путей к реке Дон в районе 29-й линии. 6 октября более 100 человек-старшекурсников и педагогов направляют на спецработы в район Калмыковки (Миус-фронт) для рытья противотанковых рвов, окопов, траншей. 12 октября в техникуме объявили о прекращении занятий. В связи с обострением обстановки на фронте и интенсивностью бомбардировок города немецкой авиацией с 16 октября техникум начал готовиться к эвакуации в города Тбилиси и Баку. Предполагалась эвакуация техникума с автосборочным заводом (так назывался авиационный завод №458, ныне — ОАО «Роствертол»). До 1939 года завод занимался сборкой грузовиков «ГАЗ-А», к 1939 году его преобразовали в авиационный, выпускающий истребители «И-16» («Ястребок») и учебно-тренировочный истребитель «УТ-4». Основные кадры инженерно-технических работников для этого завода должен был готовить Ростовский авиатехникум (РАТ). Эвакуация техникума началась 18 октября, с эшелоном № 7, с оборудованием и людьми завода. 23 октября эшелон прибыл в Баку. На окраине города Баку, на станции Кишлы возник фанерный городок, в котором располагались семьи заводчан. Под студенческое общежитие было приспособлено помещение складов, где стояли десятки коек, во дворе располагались умывальники. Так образовалось Бакинское общежитие РАТа. В начале об учебе не было и речи. В первую очередь необходимо было осваивать изделия и пустить завод. Учащиеся РАТа клали кирпичи и штукатурили стены, белили, красили, ремонтировали, перевозили и устанавливали станки, машины, оборудование. Вскоре завод начал работать. Из Баку пошли самолеты, изготовленные ростовчанами. Учащиеся работали клепальщиками, станочниками, сборщиками. Здесь они получили свои первые трудовые книжки. В это же время техникум получает несколько классных комнат неподалеку от завода, и занятия возобновляются, правда, только в вечернее время после работы. В это время из 4-х специальностей остаются только 2: «МС» — монтаж самолетов и «ОМР» - обработка металлов резанием. Позже техникуму выделили трехэтажное здание, где обустроились классы, лаборатории, мастерские, кабинеты. Из числа местных жителей был произведен добор студентов, были приняты на работу квалифицированные педагоги. Об учебе в эти военные годы очень образно сказал в своих стихах выпускник 1944 г. Свирский Абрам Семенович:

Нам день отъезда не забыть; октябрь, восемнадцать, сорок первый...
Как все, не знали, как нам быть,да слезы, близких волновали нервы.
...А поезд отъезжал и дальше уходил Ростов родной, родители, друзья...
И тихо мы с тобою говорим, потом замолкли вместе — ты и я.

Не помню я всего, но планов было много,
и перед нами путь лежал большой, С незримою извилистой дорогой, на много лет на стороне чужой.
Познали труд, цену его, случится любое дело — сделаем всегда.
Работать днем, а вечером учиться. — мы научились этому тогда.

А помнишь, как к заводу добирались, то на подножках., то на буферах,
Ведь в электричке все не помещались, «не опоздай» грозил какой-то страх.
А бензобаки как зимой клепали, металл порою к пальцам прилипал. Мы слово «надо» очень понимали, без баков самолет-то не летал.

Но, чтоб учиться, меря километры сквозь слякоть, дождь и ураган,
Мы грудью шли навстречу ветру — так вот когда ты стал, не мальчуган
Когда с завода притащась усталый, садясь за парту, сразу засыпал,
И голос педагога: «Спишь, а, малый?» тебя к учебе возвращал.

А спецработы? Помнишь, как там жили? При звездах шли заснуть, вставали при луне.
Как спали на земле, как нас дожди мочили, как взрывы грохотали в стороне. Мы рыли рвы, окопы, переходы, готовились не пропустить врага.
Винтовки берегли от каверзной погоды — Нам каждая винтовка дорога.
Краг был отбит, и мы пошли учиться, во всем пришлось трудиться много нам. С рубанками, а то с пилой возиться, порою делая работу по ночам.

А помнишь, как вагоны разгружались? Мешки и ящики таскали на пленах!
От груза даже сходни прогибались, но мы держались крепко на ногах.
Ты не забыл той страшной ночи, когда мы спали где-то на досках.
Как ветер рвал одежду в клочья и ноги мерзли в шерстяных носках.

Потом уж. стало легче, понемногу краюшка хлеба отошла назад.
Наладилась учеба, и в дорогу на практику в Тифлис отправили ребят.
И вновь у нас учеба и работа. В Ташкент на практику послали нас затем.
Готовились к диплому, но забота и там не покидала нас совсем.

А помнишь, как проекты мы. считали, чертили дни и ночи напролет! Да как дипломы твердо защищали?
И вот у нас — путевка на завод. Прощай, Баку, счастливый и зеленый.
Нам путь домой — скорей в родной Ростов.
Войной разбитый, но не покоренный, один из лучших в мире городов!



В 1943 году техникум выпускает группу студентов по специальности «МС» - монтаж самолетов, в 1944 году еще две группы «МС» и одну группу «ОМР» — обработка металлов резанием Выпускники были направлены на работу в Москву, Ташкент, Ростов. В это время получили дипломы Свирский АС, Соколов КМ, Николаенко Л.Т. и др.

Период восстановления техникума

В октябре 1943 года часть студентов и преподавателей возвратились в родной город. Здание техникума было разрушено, взорваны мастерские, столовая, силовая станция. Коллектив техникума приступил к восстановительным работам, одновременно участвуя в восстановлении города. Занятия в техникуме начались зимой 1943 года, к октябрю 1944 года снимались уже 28 групп, были организованы столовая и общежитие. На долю послевоенных учащихся техникума выпало немало трудностей и лишений. Учащиеся 1945-1950 годов, особенно те, которые жили в общежитии, недоедали, были плохо одеты, но всех их отличала любовь к учебе, стремление познать навыки практической работы. Наряду с изучением учебных предметов учащимся приходилось разрабатывать сквер около техникума. В эти тяжелые послевоенные годы техникум для многих учащихся был домом, где под одной крышей были учеба, проживание, библиотека, магазин, столовая, спортзал и развлечения. Это было очень важно, так как многие учащиеся, одетые и обутые кое-как, могли месяцами не покидать стен родного техникума.